dolly

teftelkin


Мексиканский трип в картинках

oh, my boat’s got a rusty anchor…


Previous Entry Share Next Entry
Dia de los Muertos
sly
teftelkin

Год. Уже целый год прошел с того момента, как мы знакомились с мексиканскими традициями, и вот теперь-то уж точно настала пора обо всем подробно рассказать. Особенно это актуально прямо сейчас, потому что в ближайшие два дня в Мексике очередной День мертвых. Читайте же скорее о том, как проходит этот волшебный праздник.

Малюсенькое интро на скорую руку для создания атмосферы:




И вперед!
Dia de Muertos 2011
(би керифул, картинок много!)

Усаживайся поудобнее, дружок, мы начинаем наш рассказ. Кхе-кхе-кхе.


Если тебе доведется побывать в Мексике 1-го ноября, не упусти шанс включить телевизор (ну разочек-то можно, никто не заметит). А если не доведется, то что бы ты без нас делал:


Текст примерно такой: «Ритуал «Линька» - прощаемся с кожей, которая уже умерла». О чем это они? Насчет кожи ничего не скажу, а вот глобально они, конечно же, о Дне мертвых, на что намекает присутствие в кадре сразу двух Катрин, одного обычного скелета и надписи «нынче» («hoy»). Катрина – замечательный персонаж за авторством Хосе Гвадалупе Посада. О да, сеньор Посада знал толк в хороших скелетах и частенько запечатлевал сценки из жизни последних на своих рисунках и гравюрах (более 20000 работ! и вовсе не только про черепа и смерть):







Для всех заинтересовавшихся: Posada’s Popular Mexican Prints.
Ну или вот просто картинки посмотрите.

Однажды Посада нарисовал череп женщины в пышной шляпе, а она (череп женщины) возьми да и стань символом Дня мертвых. Теперь на каждом шагу можно встретить Катрину (Катрина в данном случае не имя собственное, его можно перевести, например, как «модница»).

«La Calavera de la Catrina»:

Катрина в Мехико:


Катрина в Гуанахуато


Катрина в витрине – уже и не вспомню, где это:


Еще одна Катрина в Гуанахуато:


Кстати, кстати. Не могу не упомянуть здесь Диего Риверу, который считал Посаду своим учителем. Давайте все посмотрим на фрагмент одной из его работ – фрески «Сон в воскресный день в парке Аламеда» (Sueño de una Tarde Dominical por la Alameda Central), написанной на стене отеля Прадо (Hotel del Prado) в Мехико в 1947-1948 гг. Сейчас кусок стены отеля с фреской (размер 15х4 метра, вес 7 тонн), уцелевший после землетрясения в 1985 году (сам отель не очень хорошо перенес землетрясение и был снесен), находится в специальном музее мурали Диего Риверы (Museo Mural Diego Rivera), расположенном рядом с парком Аламеда в Мехико (вход – 17 песо, фотосъемка – 5 песо):


На этом фрагменте можно обнаружить Фриду Кало, самого Диего Риверу (в образе мальчика с лягушечкой в кармане, держащего Катрину за ручку) и – кого бы вы думали? Хосе Гваделупе Посаду, тоже держащего Катрину за ручку.
Про фреску тут, например, или на ютубе, кстати, немало всякого рассказывают.

О-ох, все эти связи, цитаты, отсылки и т.п. можно описывать миллион лет, но я все же сделаю акцент на визуальной части, подкидывая то тут, то там немного информации и слегка задавая вектор, по которому можно отправиться на более подробные поиски. Вот тут я, например, наткнулся на довольно интересную статеечку. Сам же расскажу в двух словах, зато картинок напоказываю побольше =)

День мертвых (Dia de los Muertos) – мексиканский крупнейший ежегодный праздник, когда души умерших посещают своих пока еще живых родственников и товарищей и веселятся вместе с ними. На самом деле, это не один день – праздник начинается 1-го ноября (в этот день возвращаются души умерших детей – angelitos), и продолжается до ночи 2-го ноября (тут уже на смену приходят взрослые умершие). Как вы заметили, праздник совпадает с Хеллоуином, Днем всех святых и прочими подобными мероприятиями, с которыми у Дня мертвых общие корни. Иногда День мертвых называют Мексиканским Хеллоуином, но только это больше похоже на день поминовения усопших, однако в более позитивном ключе. Мертвых стараются порадовать и развеселить, а кто будет отлынивать – заболеет и… В общем, не надо расстраивать мертвых, о них надо помнить и хотя бы раз в год делать подношения в виде вкусной еды, текилы, музыки и веселья. В эти дни мексиканцы строят алтари (или офренды), пекут хлеб мертвых (pan de muerto), все утопает в бархатцах (cempasúchil, еще их тут называют цветами мертвых - flor de muertos) и сахарных черепах, по улицам ходят толпы ряженых (угадайте в кого), а к ночи все перемещаются на кладбище (ну нет, не все, конечно, и нет, не в том смысле. в смысле – проводить души). А вокруг трепещут на ветру цветные бумажные флажки (papel picado, перфорированная бумага по-нашему – берем несколько слоев цветной бумаги и поехали вырезать стамесочками (fierritos), как-то вот так) со скелетиками, катринками и прочими черепушками. Подобные штуки делали еще ацтеки, в чьих церемониях такие бумажки представляли духов людей и животных.








Как же это все так получилось? Начнем с ацтеков («Жизнь возникает из смерти», говаривали они). Согласно их легенде, пятый (нынешний) мир возник, когда Кетцалькоатль окропил своей кровью кости, собранные в Миктлане – мире мертвых – и так появились люди. Я так коротко написал, что просто необходимо пойти и почитать развернутый вариант, а потом еще погуглить для пущей убедительности =)
Вообще в религиях населения Месоамерики люди запросто взаимодействовали с богами, и жизнь после смерти вполне себе была. Для ацтеков жизнь была временным недоразумением, не более чем сном на пути к смерти (нет, не сам написал, перевожу вам заграничную книжицу)). Неопределенность жизни пугала их гораздо больше, чем смерть, дающая освобождение от земных тягот, а то, на какие небеса ты попадешь, зависело не от того, как ты жил, но от того, как ты умер. Что это я тут несу такое? А вот – ацтеки верили в тринадцать уровней небес над землей (на каждом уровне по богу, чем выше, тем круче) и в девять уровней подземного мира (Миктлан тот самый). Воины, погибшие в бою, попадали сразу на тринадцатые небеса, к богу Солнца (и через четыре года они реинкарнировались в колибри или бабочку), туда же попадали женщины, умершие при родах. Утонувшие и погибшие от удара молнией отправлялись к богу воды в вечную весну, а умершие в младенчестве дети – к дереву, кормящему их молоком (вот тут даже картинка есть на 163 странице – и это уже другая книжка)). А все остальные души отправлялись в Миктлан. Нет, это не было страшно, но и веселого там ничего не было, а путь туда был полон трудностей и занимал четыре года. И все эти четыре года на земле совершались соответствующие ритуалы. И каждый год в начале осени ацтеки устраивали празднество (и не пару дней, а целый месяц), посвященное мертвым – с цветами, пиршеством, танцами и подношениями предкам. Ацтеки верили, что души умерших в эти дни возвращаются домой, и встречали их свежесобранными кукурузой и чили, прочей едой и напитками, которые умершие любили при жизни. Ну и без использования на празднике черепов не обходилось, конечно – ацтеки и другие кровожадные товарищи вообще активно использовали в повседневной жизни подобные штуки: черепа в качестве архитектурных элементов, резные скелеты в качестве предметов искусства, мотивы жизни и смерти в керамике (половина нормального лица, половина – голый череп – знакомый образ? =), всяческие жертвенно-ритуальные мотивы в избытке, да и вообще, хранить останки умерших родственников дома – вполне нормальная ацтекская практика.

Ацтеки вовсе не единственные, кто собирал урожай осенью, помнил предков и устраивал по этому поводу праздники. Египтяне, римляне, кельты… Не буду сильно углубляться, кто хочет – копните где-нибудь тут, например: Самайн (в английском варианте как всегда в разы больше информации))

Что-то мы углубились совсем. Сейчас-сайчас, пара слов о Кортесе, и пойдем смотреть картинки =)

Так вот, в 1519 году в Мексику прикатил Кортес со своими испанскими друзьями, и давай насаждать христианство. Местное население в целом поддалось, однако зачастую интерпретировало и адаптировало католические традиции и ритуалы на свой лад. Тем не менее, идея рая и ада неплохо вписалась в местную религиозную концепцию, а День всех святых и День всех усопших совместились с празднованиями сбора урожая с загробными элементами. Испанцам, правда, не особо нравилось, что все это происходило с песнями и плясками, но что уж с ними, мексиканцами, поделаешь. Вот такое волшебное слияние культур…



Ну а нынче ко Дню мертвых даже марки выпускают (кое-кому повезло такую заполучить, угу)):


А со Смертью можно запросто повстречаться в супермаркете (где уже в первых числах ноября продаются елки к Новому году)):


Надпись на косе «Vengo x Ti» – «Пришла за тобой».


Все вокруг украшается фигурками и изображениями скелетов (calaca), черепов (calavera), цветами, свечами и прочими радостями. Сооружаются офренды (ofrenda) – алтари в виде, например, стола с аркой, или в виде пирамиды, или кто что придумает, украшенные бархатцами и другими цветами, овощами, фруктами, а также предметами, представляющими четыре элемента (внезапно воду, огонь, землю и ветер). Считается, что возвращающаяся душа (а офренда – это как раз место встречи, куда первым делом приходит душа, направляемая запахами благовоний и цветами мертвых бархатцами, лепестки которых часто специально раскладывают от улицы к офренде – такая путеводная нить) будет испытывать жажду, поэтому и стакан воды не помешает. Свечи – это огонь. Овощи и фрукты – дары земли. Ну а колышущиеся бумажные флажки – ветер. Часто присутствуют предметы обихода, принадлежавшие человеку, в честь которого сделана офренда, и его портрет. В качестве подношений – любимые напитки и еда, часто текила или пиво. И конечно же сахарные черепа, скелеты из папье-маше и другие радости.
На площадях и в церквях делают алтари для тех, кого некому вспомнить и порадовать. А бывают и просто инсталляции с соответствующей атрибутикой. И школьные конкурсы на самую креативную офренду. Нередко присутствуют свадебные мотивы, где жених и невеста, конечно же, скелеты. Смерть вовсе не разлучит вас, хехехе =)

Вот, например, Дворец почты в Мехико:


Холл отеля Casa Blanca, Мехико (сюда успели влезть хеловинские тыквы):


Игры на свежем воздухе, Койоакан, Мехико:


Там же, те же:


Офренда Фриды Кало и Диего Риверы в Голубом доме в Койоакане:


Фрида и Диего с попугайчиком:


А на краешке устроился какой-то их дружбан с оленем:


Офренда Диего Риверы в Гуанахуато – городе, где он родился.


О, это внезапная офренда, ни за что не догадаетесь, в честь кого:


Это Хувентино Росас – композитор, скрипач и автор вальса «Над волнами» («Sobre las Olas»):


Что за вальс? Только не говорите, что никогда не слышали! Вот он:

Вот так, гуляешь себе, гуляешь, а на каждом углу – История.

А это еще одна Катрина:


Офренда, посвященная президенту Мексики Порфирио Диасу:


Напомню, это все еще Гуанахуато.


А это уже Дворец в Гвадалахаре (Palacio Municipal de Guadalajara). К сожалению, не посмотрели, как звали товарища, наверняка тоже кто-то непростой:


Помимо любимых напитков, еды, цветов и свечей, офренды украшаются порой совершенно прекрасными штуками:


А сейчас – подарок для всех любителей и ценителей – черепа и скелеты, калаверы и калаки в достатке, всех размеров и цветов!


Танцульки!


Сначала пробежимся по Музею народного искусства (Museo de Arte Popular), Мехико.










Заглянем в магазинчик в Койоакане:






Прогуляемся по улицам там же:




Мадемуазель на входе в Национальный музей народной культуры (Museo Nacional de Culturas Populares), Койоакан, Мехико:


Товарищи из Гуанахуато:




И даже вот так:


Тили-тили-тесто:


Магазинчик в Гуанахуато - веселые девчонки:


…и мальчонки:




Опять Мехико, опять Музей народного искусства


























Рынок в Мехико:


Сувенирная лавка в Плайя-дель-Кармен:


Там же:


Дом Фриды Кало:


А в Гвадалахаре, например, была вот такая движуха:


Прекрасно-прекрасно, полюбуйтесь же на эту волшебноту! (ну а потом - и на отдельный отчет про Гвадалахару =)












Ну и напоследок – веселая съедобная тусовка на кладбище:


Переходим к живым… мертвым? Да уже и неважно. День мертвых в Гуанахуато. ¡Bienvenidos, amigos!














Шикарные товарищи, а это мы еще и 20 метров не прошли от гостиницы. Ну а кто-то пока только-только начал перевоплощаться:


Повсюду горы бархатцев. Это не самые большие:




Венки и прочая атрибутика. И тут же - реклама музея мумий, в который мы как раз в этот день и заглянули (вот тут есть пара слов об этом эпизоде).


А музей мумий прямо за стеночкой кладбища:


Вовнутрь со своими фотоаппаратами и рюкзачками врываться не стали.


Тем временем по всему городу развешиваются плакаты – тематические по самое не балуйся. Вот совсем небольшая подборочка:




























А еще-еще-еще – на второй день главная улица была засыпана песком и опилками! Но не просто так, конечно же. Это были картины, огромные и умопомрачительные. Вот мне тут подсказывают, что в Оахаке делают песчаные рельефы, например. Но в Гуанахуато были просто песчано-опилочные картины. Предлагаю всем немедленно восхититься.
























Очень, ну просто очень напоминает комиксы Хихуса! =)




Вот такие пляски смерти…


Да и живые не теряют времени. На улицах и площадях – артисты и клоуны. Вот, например, мим (однажды мои друзья Наташа и Саша потратили немало дней в поисках мима в Париже – безрезультатно. В следующий раз ищите в Гуанахуато, камрады =)





Участники фестиваля Сервантино передают эстафету…


…деньмертвенским товарищам =)


Ну и куда же без атрибутики и вкусняшек.




Лестница Университета Гуанахуато.


Вид сверху днем:


Местами все-таки проглядывает Хеллоуин…


И Льюис Кэррол с Джонни Деппом – почему нет? =)


И даже Джим Керри в маске Игоря Верника.


Но от Смерти, конечно, никуда не денешься.


И все это – под зажигательную музыку мариачи, не смолкающую ни днем, ни ночью.


А третьего ноября уже как будто и не было ничего. Песочек подметен...


...что, кстати, тоже является напоминанием о бренности всего сущего.


Ступенечки прибраны (почти)...


И только Смерть никуда не девается. Вот и у Базилки уже кого-то ждут...


...а затем провожают чуть ли не всем городом. Но теперь уже совсем немного осталось до момента, когда этот человек отправится, ведомый запахом свечей и бархатцев, к своей офренде, к родственникам и друзьям – выпить текилы и повеселиться со всеми на очередном Дне мертвых.


Ну и как говаривали ацтеки – жизнь возникает из смерти. Конец.




В тексте упомянуты места, люди и события, о которых я уже писал раньше, поэтому не проходите мимо =)
[ Карта путешествия со всеми доступными материалами ]


  • 1
При всей моей нелюбви к черепушкам. могу сказать честно: это прекрасно!

Завтра посмотрю видео и послушаю музЫку.

Особо хочется отметить содержательность текста, юмор и умение автора удерживать внимание аудитории при наличии такого неоднозначного материала.

В общем. садитесь, юноша, 5 баллов.



Спасибо, о учитель =)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account